ВОСПОМИНАНИЯ О В.А.СЕРОВЕ 
 

В.И.РЕПИНА

Вера Ильинична Репина (1872—1948) —старшая дочь Репина, одно время артистка Александрийского театра, последние десятилетия жила вместе с отцом в Финляндии. И. И. Бродский, посетивший престарелого художника в конце двадцатых годов, писал впоследствии: «Очень отрицательно влияла на него дочь Вера, вышедшая замуж за белогвардейца, настроенная враждебно к Советской власти» (И. И. Бродский. Статьи, письма, документы. М., 1965, стр. 317).

Печатаемые ниже мемуарные записи Репиной включают в себя отрывок «Из детских воспоминаний дочери И. Е. Репина, Веры Репиной» («Нива», 1914, № 29, 19 июля, стр. 571, 572) и выдержку с небольшими редакционными поправками из ее рукописи 1938 г. «Воспоминания детства, в связи с небольшим воспоминанием о В. М. Гаршине», которая хранится в архиве АХ в Ленинграде.

Из детских воспоминаний

Антон, расскажи нам сказку.

И так надоедали, что он наконец, продолжая серьезно вглядываться и копировать портрет, рассказывал нам интересную сказку про три лимона: съешь один — сморщишься, как старуха; съешь другой — помолодеешь; а третий — не помню, забыла. Потом мы шли пить чай, где на столе лежали нам оставленные сахарные крендельки, и «вот,— продолжал Серов:—шел я мимо булочной, вижу: на окне лежат вкусные, поджаристые крендельки, я попробовал один, другой...» — и так съедал он все крендельки! А мы слушали, раскрыв рты, и не замечали, что наши крендельки исчезают.

Серов очень похоже представлял зверей, и мы слушали, замерев, как рычит лев, скучающий в клетке, и потрясает гривой (удивительно хорошо!), взглядывает и опять рычит; своей небольшой широкой рукой с короткими пальцами он изображал, как прыгает лягушка по столу — так и шлепается, остановится и опять прыгает, и мы, особенно Юра, закатывались от смеха. Часто жестами, взглядами, мимикой он изображал кого-нибудь из знакомых (и мы сразу угадывали, кто это), или зверя, или даже вещь: стол обеденный, стол кухонный и т. д.

...Заходил в нашу классную Вал. Ал. Серов, он уже был большой и занимался в Академии художеств, а раньше в Москве жил у нас и учился у папы живописи.

Однажды он предложил нам шутя, он был талантливый и очень серьезный, наполнить воздушный шар водой, завязать, посыпать сахаром и поставить на стол к чаю «это будет, как желе!» —говорил он всегда серьезно с посулами и выразительными жестами. «Поставим на чайный стол, среди угощений и вот Бодаревский потянет вилку и целый каскад брызг обольет его!» Поставили, мы бегали... хохотали! Через четверть часа В. А. Серов—раздумал... «Нет,—сказал он серьезно,—Илья Ефимович будет сердиться!! Мы попробуем это в вашей классной комнате!» И вот ожидание. Он втыкает вилку в этот студень небольшой на вид, и целый сноп брызг заливает нам лица, платья, стол и пол классной комнаты! Вытирали все со смехом! Да, хорошо, что мы попробовали2.

 

 

 

КОММЕНТАРИИ

 

1   Николай Корнильевич Бодаревский (1850—1921) — живописец, член ТПХВ. Был известен как салонный портретист. Именно ему заказала свой портрет О. К, Орлова после того, как Серов исполнил ее известный портрет.

2   Эта запись, как можно судить по пометке Репиной на черновом автографе,относится к 1882 г., ко времени переезда И. Е. Репина к его семье в Петербург.

    
             НА ГЛАВНУЮ
Hosted by uCoz