Картина была написана в нежных,
лиловатых тонах; на первый взгляд она, пожалуй, многим показалась бы
серой; но в ней был настоящий южный вечер.
Она была продана очень быстро после написания, и где она находится
сейчас, неизвестно.
...Серов не допускал фальши, никогда не льстил и
не подкрашивал оригинала, только, пожалуй, чуть-чуть подчеркивал его
характерные черты. Следствием этого было то, что при наличии у
оригинала неприятной или смешной черты Серов запечатлевал ее в своем
изображении. Вот почему часто заказчики были недовольны портретами
Серова, которые сами по себе были великолепны и необыкновенно
правдивы.
Серов обладал исключительной наблюдательностью. С
таким уменьем Серов давал в изображениях животных их повадки,
движения и характерное выражение глаз. Он признавался, что
изображение животных доставляет ему величайшее наслаждение. Он часто
бывал в зоологическом саду и проводил в нем много времени, наблюдая
животных. Попадая в новый город, где был зоологический сад, он чуть
не раньше, чем идти в картинную галерею, шел в сад и проводил в нем
целые часы.
В одном письме из-за границы он описывает, какое
удовольствие получил он от посещения зверинца знаменитого Хагенбека.
Альбомы Валентина Александровича переполнены
набросками, сделанными с животных в различных городах. В его
изображениях животных меня поражает их простота и лаконичность.
Мастерство исполнения просто изумительно. К той же лаконичности
Серов стремился при выполнении рисунков к басням Крылова. Сначала он
думал выполнить их офортом, но потом решил, что офорт суховат, и
долго искал другой манеры. Сохранилось несколько иллюстраций к
басням, выполненных офортом. В конце концов он решил применить к ним
возможно более лаконичный прием: рисовать более подробно только
самые главные действующие фигуры, тогда как второстепенные фигуры и
обстановка должны были быть едва намечены. Так, в рисунке к басне
«Крестьянин и Разбойник» он нарисовал только две человеческие фигуры
и корову, а для того, чтобы дать понятие о том, что дело происходит
в лесу, были чуть намечены два-три ствола деревьев и несколько
листьев.
Я говорил о портретах и пейзажах, но он писал и
картины, правда, довольно мало, в том числе и на исторические темы.
В этом случае Серов, со свойственной ему добросовестностью, старался
изучать по книгам и документам все касающееся интересующего его
лица, и надо удивляться количеству работы, положенной им на эти
исследования. Он собирал сведения о наружности изображаемого лица,
его характере, привычках, о познаниях, интересах, о его манерах,
образе жизни, костюме, обычной обстановке, о его симпатиях и
антипатиях. Что было возможно, он изучал в натуре: осматривал
помещение, одежду, оружие, всякие вещи, принадлежавшие интересующему
его лицу, и только вполне ознакомившись со всей жизнью, которую
изучал, он приступал к выполнению задуманной картины. Лишь немногие
знают, сколько времени, внимания и труда
Валентин Александрович отдавал такому изучению. Картины его на
исторические темы трудно назвать картинами в строгом смысле: они
.невелики и исполнены, во многих случаях, как иллюстрации. Но по
существу, по серьезности их выполнения, по силе впечатления, по
эрудиции, с которой они выполнены,— это картины большого
значения.
Немного найдется художников, которые стали бы
так старательно и добросовестно изучать документы, искать — в
книгах и в музеях, чтобы нарисовать иллюстрации для альбома «Царская
охота». Между тем эти иллюстрации, сколько я помню, послужили
первым толчком, вследствие которого Серов начал изучать время
Петра I, а потом и весь XVIII век. В результате изучения этого
времени явились такие вещи, как «Елизавета и Петр II на охоте»,
«Охота Екатерины II»14, «Петр, идущий по берегу Невы».
Фигура Петра I надолго приковала к себе 'внимание
Валентина Александровича, и он изучил и знал превосходно и его и
всю жизнь того времени.
Мне хочется дать и некоторые сведения о жизни
Валентина Александровича, характеризующие его как человека.
Сведения о детстве и ранней молодости
Валентина Александровича имеются в книге, написанной его матерью,
Валентиной Семеновной Серовой, и я не стану касаться раннего
периода его жизни, а буду говорить только о том Валентине
Александровиче, какого знал я сам. Во время нашего первого
знакомства ему было 18 или 19 лет; он был тогда юношей,
небольшого роста, с чуть пробивающейся светлой бородой и усами,
скромного вида, скромно одетый. Сначала он произвел на меня
впечатление замкнутого и несколько угрюмого человека. Но по мере
нашего сближения все больше узнавалось его настоящее лицо. Он
был очень добрый, мягкий и отзывчивый человек, по большей части
веселый и приветливый.
Этот угрюмый и замкнутый вид, с которым он
встречал малознакомого человека, происходил от его большой
неуверенности в себе и чисто юношеского самолюбия и нежелания
уронить себя. Довольно долго он принимал этот вид при встрече с
людьми новыми, мало знакомыми. Лишь значительно позднее, когда
он стал известен, и у него появилась большая уверенность в себе,
он в значительной 'мере избавился от этого угрюмого вида.
Валентин Александрович отличался совершенно
исключительной простотой, прямотой, и несмотря на свой, по виду
мягкий характер, умел отстаивать свои взгляды и не поступался
своими убеждениями.
Как известно, Валентин Александрович ушел из
Академии, не окончив курса, так как не мог выносить царившей в
ней рутины, казенщины и т. д. Помню, как его убеждал кто-то из
Академии вернуться в нее и допрашивал, почему он ее оставил. Он
решительно отказался, заявив, что
даже вида стен Академии он не переносит.
Потом ему поднесли звание академика и он принял его не без
колебания.
Затем в 1905 году, после жестокой расправы
царского правительства и стрельбы на улицах по демонстрантам,
Валентин Александрович и Поленов, узнав, что войска,
производившие расстрелы, были подчинены тому же великому князю
Владимиру Александровичу, который состоял президентом Академии
художеств,— подали общее заявление в Академию с отказом от
звания, им предоставленного, и прав, с ним связанных.
И я знаю, что Валентин Александрович более в
Академии не состоял. Поступил он так под влиянием впечатления от
расстрела демонстрантов около Академии, случайным свидетелем
которого он был: он видел убитых детей и женщин, видел атаку
казаков на безоружную толпу, видел улицу в-крови; он не мог
спокойно рассказывать об этом, и это впечатление осталось в его
памяти навсегда неизгладимым. Вскоре потом он решительно
отказался писать портрет Николая II, когда ему это предложили (о
чем я упоминал выше).
Его обращение в кругу знакомых и близких было
совершенно просто, и он искренне увлекался всякими забавами
наряду с самой зеленой молодежью.
Несмотря на несколько мешковатую фигуру, он
отличался большой ловкостью и легкостью движений. Любил верховую
езду и ездил великолепно. Он также увлекался лыжным спортом и
играл с увлечением в городки. Первый приступ грудной жабы,
сведшей его в могилу, он почувствовал месяца за три до смерти,
после усиленных движений во время игры в городки. О легкости его
движений можно судить по тому, что он во время домашнего
спектакля у Саввы Ивановича Мамонтова изображал восточную
танцовщицу, одетый в костюм балерины с лицом, закутанным шарфом,
и выделывал всевозможные па и прыжки, так удачно подражая
балерине, что его мать, присутствовавшая на спектакле, его не
узнала.
Валентин Александрович отличался
необыкновенной деликатностью по отношению ко всем, с кем
приходил в соприкосновение (только почитателей его таланта
совершенно не терпел и в обращении с ними мог дойти до грубости).
Случайно обидев кого-нибудь, он долго мучился
от сознания причиненной другому неприятности. Так, мне приходит
на память случай, бывший с ним в Париже, где он с мужем своей
кузины, скульптором Ефимовым, имел общую мастерскую, устроенную
в закрытой капелле упраздненного монастыря. Он разговаривал с
кузиной (тоже художницей и хорошо знавшей и писавшей лошадей)
о лошадях. Какая-то его фраза ее обидела: она рассердилась
и заявила, что еще неизвестно, кто лучше знает и изображает
лошадей — он или она; он тоже был рассержен и ушел, не
помирившись. Несколько дней он ходил мрачный, его грызло
сознание, что он обидел кузину, и наконец, чтобы покончить с
этой неприятностью, он предложил ей дуэль, состоявшую в том, что
каждый из них должен зарисовать лошадей по памяти, а решить, чей
рисунок лучше, должен был ее муж. Дуэль состоялась; конечно, его
рисунок оказался лучше и он сейчас же подарил его кузине.
Валентин Александрович говорил мало, был вообще молчалив, но
всякое его замечание, всякое определение было веско и
коротко выражало мысль. Это была та лаконичность, к которой
он стремился и которую осуществлял в своей живописи и
рисунках. Встретив новое лицо, он часто одним-двумя словами
определял его необычайно точно, остроумно и с тончайшим
юмором. Это было то остроумное слово, которое русский
человек, по утверждению Гоголя, навеки придает человеку, с
которым он так и остается до самой смерти.
Пользуясь своей способностью подражания, Валентин
Александрович, заметив в собеседнике смешную сторону,
привычку или манеру, начинал ей подражать, но настолько
незаметно, что собеседник этого не замечал и только
окружающие потешались этой игрой.
Нельзя не упомянуть и о том, что поражало Валентина
Александровича и чем он восхищался из произведений искусства.
Побывав в первый раз в Италии, он говорил мне, что самое
сильное впечатление из произведений искусства на него
произвела «Мадонна» Микель Анджело (неоконченная), и затем,
когда он побывал в Риме,— опять Микель Анджело его поразил
больше всего. От Сикстинской капеллы он не мог оторваться.
Зданиями Флоренции он восторгался и, видимо, страдал,
рассказывая чуть не со слезами о том, что во Флоренции
трамвайная линия проведена вокруг собора, причем кронштейны
для воздушной проводки вбиты в стены собора, и целый день
раздается вокруг него ужасающий визг и лязг вагонных колес
на поворотах19. Из поездки в Грецию он вернулся в
таком восторженном состоянии и настроении, в каком я его
никогда не видел. Он восторгался уменьем древних греков
выбирать в природе места для своих сооружений. Восторгался
горами, окружающими Дельфы, общим видом страны, в которой
стояли Афины с Акрополем.
Из отдельных древних произведений он особенно восхищался
бронзовым возничим из Дельф и Афинскими корами.
Приведу одно обстоятельство, малоизвестное ,в кругах
интересующихся Серовым и его произведениями. Результатом
поездки Серова в Грецию были картины «Одиссей и Навзикая» (в
нескольких редакциях) и многочисленные попытки изобразить
Европу на быке. Кроме исканий самого изображения, он никак
не мог остановиться в выборе способа его выполнения. Он
испробовал масло, темперу, акварель и даже вылепил ее из
глины, и все это его не удовлетворяло. Он умер, не
остановившись окончательно ни на чем. И вот, после его
смерти, разбирая с Ефимовым его стол, мы нашли иконную доску
с написанной на ней яичными красками иконописным приемом,
голову «коры» с морем и «дельфинами» на заднем плане, с
таким украшением на голове, какое он изображал на голове
Европы. Похоже на то, что он пытался применить к этому
изображению, целиком принадлежащему древней Греции,
иконописный прием, дошедший к нам из глубокой древности и,
весьма возможно, имеющий корни в той же Греции.
Тут я вспомнил, что несколько месяцев до этого я застал в
мастерской Валентина Александровича старого иконописца,
который писал на доске небольшую икону. Валентин
Александрович изредка подходил к нему и смотрел, как он
выполняет свою задачу: он на примере изучал приемы и способы,
употребляемые иконописцами
.
Серов умер 46 лет; он должен был еще много жить и
создать мною великих ценностей.
Умер он несомненно вследствие той непрестанной
нервной работы, которую выполнял в течение более 25 лет.
О количестве его работ лично я получил некоторое
представление после его смерти, когда мы с И. С.
Остроуховым и И. С. Ефимовым разбирали его папки,
альбомы, холсты и картоны, а затем на его посмертной
выставке, где мы окинули взглядом большинство из
оконченных им портретов и картин.
Тут воочию можно было видеть, посредством чего он
добивался совершенства в «рукомесле», как он говорил о
живописи.
1В Москве, живя в семье, Серов работал вне дома над
портретами, и эта работа его была меньше заметна. Но
когда он жил, например, в Париже и целыми днями работал
в своей «мастерской, а вечерами рисовал в различных
студиях, то надо было удивляться его выносливости,
выдержке и терпению.
Сильно подорвала его здоровье болезнь, случившаяся с
ним в 1903 году. Ему делали операцию, и он долго после
этого был «а положении полубольного. Он боялся
повторения болезни, и эта мысль держала его в постоянном
страхе смерти.
Не имея никаких запасов, расходуя все, что он
зарабатывал, на жизнь семьи, он ужасался при мысли о
положении, в котором осталась бы его семья в случае его
смерти. Есть целый ряд указаний на то, что эта мысль его
почти не покидала. Так, занимая за несколько дней перед
смертью 400 рублей у знакомого, он с сомнением
переспросил его: «А вы не боитесь, что я умру, не
уплатив? Впрочем,— добавил он — если бы это и случилось,—
там есть мои картины, которые можно продать». Затем,
проходя по Моховой, мимо здания библиотеки университета,
он обратил внимание спутника на русты, которыми украшен
нижний этаж здания, и сказал: «Смотрите — это все крышки
гробов, разной величины — на всякий рост». |
|
|
|