ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧФОН ДЕРВИЗ

Воспоминания о В. А. Серове

(ПРДОЛЖЕНИЕ)

 

Картина была написана в нежных, лиловатых тонах; на первый взгляд она, пожалуй, многим показалась бы серой; но в ней был настоящий южный вечер. Она была продана очень быстро после написания, и где она находится сейчас, неизвестно.

...Серов не допускал фальши, никогда не льстил и не подкрашивал оригинала, только, пожалуй, чуть-чуть подчеркивал его характерные черты. Следствием этого было то, что при наличии у оригинала неприятной или смешной черты Серов запечатлевал ее в своем изображении. Вот почему часто заказчики были недовольны портретами Серова, которые сами по себе были великолепны и необыкновенно правдивы.

Серов обладал исключительной наблюдательностью. С таким уменьем Серов давал в изображениях животных их повадки, движения и характерное выражение глаз. Он признавался, что изображение животных доставляет ему величайшее наслаждение. Он часто бывал в зоологическом саду и проводил в нем много времени, наблюдая животных. Попадая в новый город, где был зоологический сад, он чуть не раньше, чем идти в картинную галерею, шел в сад и проводил в нем целые часы.

В одном письме из-за границы он описывает, какое удовольствие получил он от посещения зверинца знаменитого Хагенбека.

Альбомы Валентина Александровича переполнены набросками, сделанными с животных в различных городах. В его изображениях животных меня поражает их простота и лаконичность. Мастерство исполнения просто изумительно. К той же лаконичности Серов стремился при выполнении рисунков к басням Крылова. Сначала он думал выполнить их офортом, но потом решил, что офорт суховат, и долго искал другой манеры. Сохранилось несколько иллюстраций к басням, выполненных офортом. В конце концов он решил применить к ним возможно более лаконичный прием: рисовать более подробно только самые главные действующие фигуры, тогда как второстепенные фигуры и обстановка должны были быть едва намечены. Так, в рисунке к басне «Крестьянин и Разбойник» он нарисовал только две человеческие фигуры и корову, а для того, чтобы дать понятие о том, что дело происходит в лесу, были чуть намечены два-три ствола деревьев и несколько листьев.

Я говорил о портретах и пейзажах, но он писал и картины, правда, довольно мало, в том числе и на исторические темы. В этом случае Серов, со свойственной ему добросовестностью, старался изучать по книгам и документам все касающееся интересующего его лица, и надо удивляться количеству работы, положенной им на эти исследования. Он собирал сведения о наружности изображаемого лица, его характере, привычках, о познаниях, интересах, о его манерах, образе жизни, костюме, обычной обстановке, о его симпатиях и антипатиях. Что было возможно, он изучал в натуре: осматривал помещение, одежду, оружие, всякие вещи, принадлежавшие интересующему его лицу, и только вполне ознакомившись со всей жизнью, которую изучал, он приступал к выполнению задуманной картины. Лишь немногие знают, сколько времени, внимания и труда

Валентин Александрович отдавал такому изучению. Картины его на исторические темы трудно назвать картинами в строгом смысле: они .невелики и исполнены, во многих случаях, как иллюстрации. Но по существу, по серьезности их выполнения, по силе впечатления, по эрудиции, с которой они выполнены,— это картины большого значения.

Немного найдется художников, которые стали бы так старательно и добросовестно изучать документы, искать — в книгах и в музеях, чтобы нарисовать иллюстрации для альбома «Царская охота». Между тем эти иллюстрации, сколько я помню, послужили первым толчком, вследствие которого Серов начал изучать время Петра I, а потом и весь XVIII век. В результате изучения этого времени явились такие вещи, как «Елизавета и Петр II на охоте», «Охота Екатерины II»14, «Петр, идущий по берегу Невы».

Фигура Петра I надолго приковала к себе 'внимание Валентина Александровича, и он изучил и знал превосходно и его и всю жизнь того времени.

Мне хочется дать и некоторые сведения о жизни Валентина Александровича, характеризующие его как человека.

Сведения о детстве и ранней молодости Валентина Александровича имеются в книге, написанной его матерью, Валентиной Семеновной Серовой, и я не стану касаться раннего периода его жизни, а буду говорить только о том Валентине Александровиче, какого знал я сам. Во время нашего первого знакомства ему было 18 или 19 лет; он был тогда юношей, небольшого роста, с чуть пробивающейся светлой бородой и усами, скромного вида, скромно одетый. Сначала он произвел на меня впечатление замкнутого и несколько угрюмого человека. Но по мере нашего сближения все больше узнавалось его настоящее лицо. Он был очень добрый, мягкий и отзывчивый человек, по большей части веселый и приветливый.

Этот угрюмый и замкнутый вид, с которым он встречал малознакомого человека, происходил от его большой неуверенности в себе и чисто юношеского самолюбия и нежелания уронить себя. Довольно долго он принимал этот вид при встрече с людьми новыми, мало знакомыми. Лишь значительно позднее, когда он стал известен, и у него появилась большая уверенность в себе, он в значительной 'мере избавился от этого угрюмого вида.

Валентин Александрович отличался совершенно исключительной простотой, прямотой, и несмотря на свой, по виду мягкий характер, умел отстаивать свои взгляды и не поступался своими убеждениями.

Как известно, Валентин Александрович ушел из Академии, не окончив курса, так как не мог выносить царившей в ней рутины, казенщины и т. д. Помню, как его убеждал кто-то из Академии вернуться в нее и допрашивал, почему он ее оставил. Он решительно отказался, заявив, что

даже вида стен Академии он не переносит. Потом ему поднесли звание академика и он принял его не без колебания.

Затем в 1905 году, после жестокой расправы царского правительства и стрельбы на улицах по демонстрантам, Валентин Александрович и Поленов, узнав, что войска, производившие расстрелы, были подчинены тому же великому князю Владимиру Александровичу, который состоял президентом Академии художеств,— подали общее заявление в Академию с отказом от звания, им предоставленного, и прав, с ним связанных.

И я знаю, что Валентин Александрович более в Академии не состоял. Поступил он так под влиянием впечатления от расстрела демонстрантов около Академии, случайным свидетелем которого он был: он видел убитых детей и женщин, видел атаку казаков на безоружную толпу, видел улицу в-крови; он не мог спокойно рассказывать об этом, и это впечатление осталось в его памяти навсегда неизгладимым. Вскоре потом он решительно отказался писать портрет Николая II, когда ему это предложили (о чем я упоминал выше).

Его обращение в кругу знакомых и близких было совершенно просто, и он искренне увлекался всякими забавами наряду с самой зеленой молодежью.

Несмотря на несколько мешковатую фигуру, он отличался большой ловкостью и легкостью движений. Любил верховую езду и ездил великолепно. Он также увлекался лыжным спортом и играл с увлечением в городки. Первый приступ грудной жабы, сведшей его в могилу, он почувствовал месяца за три до смерти, после усиленных движений во время игры в городки. О легкости его движений можно судить по тому, что он во время домашнего спектакля у Саввы Ивановича Мамонтова изображал восточную танцовщицу, одетый в костюм балерины с лицом, закутанным шарфом, и выделывал всевозможные па и прыжки, так удачно подражая балерине, что его мать, присутствовавшая на спектакле, его не узнала.

Валентин Александрович отличался необыкновенной деликатностью по отношению ко всем, с кем приходил в соприкосновение (только почитателей его таланта    совершенно не терпел и в обращении с ними мог дойти до грубости).

Случайно обидев кого-нибудь, он долго мучился от сознания причиненной другому неприятности. Так, мне приходит на память случай, бывший с ним в Париже, где он с мужем своей кузины, скульптором Ефимовым, имел общую мастерскую, устроенную в закрытой капелле упраздненного монастыря. Он разговаривал с кузиной (тоже художницей и хорошо знавшей и писавшей лошадей) о лошадях. Какая-то его фраза ее обидела: она рассердилась и заявила, что еще неизвестно, кто лучше знает и изображает лошадей — он или она; он тоже был рассержен и ушел, не помирившись. Несколько дней он ходил мрачный, его грызло сознание, что он обидел кузину, и наконец, чтобы покончить с этой неприятностью, он предложил ей дуэль, состоявшую в том, что каждый из них должен зарисовать лошадей по памяти, а решить, чей рисунок лучше, должен был ее муж. Дуэль состоялась; конечно, его рисунок оказался лучше и он сейчас же подарил его кузине.

 

Валентин Александрович говорил мало, был вообще молчалив, но всякое его замечание, всякое определение было веско и коротко выражало мысль. Это была та лаконичность, к которой он стремился и которую осуществлял в своей живописи и рисунках. Встретив новое лицо, он часто одним-двумя словами определял его необычайно точно, остроумно и с тончайшим юмором. Это было то остроумное слово, которое русский человек, по утверждению Гоголя, навеки придает человеку, с которым он так и остается до самой смерти.

Пользуясь своей способностью подражания, Валентин Александрович, заметив в собеседнике смешную сторону, привычку или манеру, начинал ей подражать, но настолько незаметно, что собеседник этого не замечал и только окружающие потешались этой игрой.

Нельзя не упомянуть и о том, что поражало Валентина Александровича и чем он восхищался из произведений искусства.

Побывав в первый раз в Италии, он говорил мне, что самое сильное впечатление из произведений искусства на него произвела «Мадонна» Микель Анджело (неоконченная), и затем, когда он побывал в Риме,— опять Микель Анджело его поразил больше всего. От Сикстинской капеллы он не мог оторваться. Зданиями Флоренции он восторгался и, видимо, страдал, рассказывая чуть не со слезами о том, что во Флоренции трамвайная линия проведена вокруг собора, причем кронштейны для воздушной проводки вбиты в стены собора, и целый день раздается вокруг него ужасающий визг и лязг вагонных колес на поворотах19. Из поездки в Грецию он вернулся в таком восторженном состоянии и настроении, в каком я его никогда не видел. Он восторгался уменьем древних греков выбирать в природе места для своих сооружений. Восторгался горами, окружающими Дельфы, общим видом страны, в которой стояли Афины с Акрополем.

Из отдельных древних произведений он особенно восхищался бронзовым возничим из Дельф и Афинскими корами.

Приведу одно обстоятельство, малоизвестное ,в кругах интересующихся Серовым и его произведениями. Результатом поездки Серова в Грецию были картины «Одиссей и Навзикая» (в нескольких редакциях) и многочисленные попытки изобразить Европу на быке. Кроме исканий самого изображения, он никак не мог остановиться в выборе способа его выполнения. Он испробовал масло, темперу, акварель и даже вылепил ее из глины, и все это его не удовлетворяло. Он умер, не остановившись окончательно ни на чем. И вот, после его смерти, разбирая с Ефимовым его стол, мы нашли иконную доску с написанной на ней яичными красками иконописным приемом, голову «коры» с морем и «дельфинами» на заднем плане, с таким украшением на голове, какое он изображал на голове Европы. Похоже на то, что он пытался применить к этому изображению, целиком принадлежащему древней Греции, иконописный прием, дошедший к нам из глубокой древности и, весьма возможно, имеющий корни в той же Греции.

Тут я вспомнил, что несколько месяцев до этого я застал в мастерской Валентина Александровича старого иконописца, который писал на доске небольшую икону. Валентин Александрович изредка подходил к нему и смотрел, как он выполняет свою задачу: он на примере изучал приемы и способы, употребляемые иконописцами

.

Серов умер 46 лет; он должен был еще много жить и создать мною великих ценностей.

Умер он несомненно вследствие той непрестанной нервной работы, которую выполнял в течение более 25 лет. О количестве его работ лично я получил некоторое представление после его смерти, когда мы с И. С. Остроуховым и И. С. Ефимовым разбирали его папки, альбомы, холсты и картоны, а затем на его посмертной выставке, где мы окинули взглядом большинство из оконченных им портретов и картин.

Тут воочию можно было видеть, посредством чего он добивался совершенства в «рукомесле», как он говорил о живописи.

1В Москве, живя в семье, Серов работал вне дома над портретами, и эта работа его была меньше заметна. Но когда он жил, например, в Париже и целыми днями работал в своей «мастерской, а вечерами рисовал в различных студиях, то надо было удивляться его выносливости, выдержке и терпению.

Сильно подорвала его здоровье болезнь, случившаяся с ним в 1903 году. Ему делали операцию, и он долго после этого был «а положении полубольного. Он боялся повторения болезни, и эта мысль держала его в постоянном страхе смерти.

Не имея никаких запасов, расходуя все, что он зарабатывал, на жизнь семьи, он ужасался при мысли о положении, в котором осталась бы его семья в случае его смерти. Есть целый ряд указаний на то, что эта мысль его почти не покидала. Так, занимая за несколько дней перед смертью 400 рублей у знакомого, он с сомнением переспросил его: «А вы не боитесь, что я умру, не уплатив? Впрочем,— добавил он — если бы это и случилось,— там есть мои картины, которые можно продать». Затем, проходя по Моховой, мимо здания библиотеки университета, он обратил внимание спутника на русты, которыми украшен нижний этаж здания, и сказал: «Смотрите — это все крышки гробов, разной величины — на всякий рост».

 

ГЛАВНАЯ

ПРЕДЫДУЮЩАЯ

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz