СЕРОВ-РИСОВАЛЬЩИК

 

 

Eсть художники по преимуществу живописцы и есть художники-рисовальщики. Валентин Александрович Серов (1865—1911) был и тем и другим — большим живописцем и великолепным рисовальщиком. Серов-рисовальщик, на мой взгляд, не уступает Серову-живописцу. Вот почему законно посвятить его графическому твор­честву особое исследование.

Таких неудержимых, страстных рисовальщиков в русском искусстве XIX века было только двое: Репин и Серов. Последний перенял у своего учителя страсть к рисованию, найдя свой собственный стиль рисунка, един­ственный, неподражаемый серовский стиль.

Рисунки Репина и Серова не были только частью их живописи, одним из ее слагаемых, они не были и подготовительными работами для картин, как это мы видим у любого другого великого мастера. В творчестве Репина не мало примеров, когда, собираясь писать портрет масляными красками на холсте, он так увлекался рисунком, что уже забывал о поставленной задаче, превращая рисунок в самоцель. Таковы портреты Дузе, Введенского, Лемана, Серова, Остроухова и многих других, начатые и оконченные в угольной технике.

Серов подходил к портрету иначе, не переключаясь с живописи на ри­сование, а ставя себе с самого начала задачу чисто графическую — сделать портрет-рисунок. Так именно начаты и так завершены портреты Шаляпина в рост, Зилоти в шубе, Генриетты Гиршман, Ламановой, Трояновской.

Репин и Серов углублялись в самую технику рисования, смакуя штрих, играя большим или меньшим нажимом угля, наслаждаясь карандашной подцветкой губ и щек.

 У Репина всегда был с собой альбом. Шел ли он на заседание Совета Академии художеств или на литературный вечер, ехал ли на званый обед, садился ли в конку или в вагон поезда, при нем был альбом, в котором по возвращении домой оказывалось много новых страниц, заполненных портретными набросками. В свое время я пересмотрел их не одну сотню у него в Пенатах.

Серов наследовал у своего учителя и эту любовь к альбомам и альбомчикам, с которыми не расставался до гробовой доски. Первые детские аль­бомы покупала ему еще мать, В. С. Серова, когда ему было восемь лет. С десятилетнего возраста он заводит их уже сам, выбирая, смотря по на­строению, то гладкую, то шероховатую бумагу. Постепенно у Серова сло­жился подлинный культ альбомов, и, входя в магазин художественных при­надлежностей, он прежде всего набрасывался на альбомы, ища среди них тот, который ему по вкусу. Пятьдесят лет тому назад, работая над своей первой монографией о Серове, я в течение нескольких месяцев вместе с ним пересмотрел все его альбомы, (начиная с детских, перенумерованных матерью, и кончая последним, с рисунками, сделанными в последние недели жизни. Отметив тогда же наиболее впечатлявшие листы, записав тут же со слов автора сведения о них и рфотографировав их, я получил возможность проследить постепен­ный рост профессионального мастерства художника-подростка, художника-юноши, художника зрелых лет и изучить эволюцию серовского рисовального стиля.

Подобно тому как живописный стиль Серова слагался под воздействием художественных взглядов и вкусов Репина и Чистякова, отталкиваясь то от первого, то от второго и попеременно возвращаясь снова то к одному, то к другому, пока не выработался окончательно и бесповоротно собствен­ный серовский стиль, также точно и рисовальный стиль Серова сложился под перекрестным влиянием обоих мастеров и их педагогических навыков. Ученик обоих, он в живописи и рисунке в двадцать лет не имел уже Ничего общего ни с Репиным, ни с Чистяковым, ибо стал Серовым. Путь, который его привел к этому, был труден, сложен и упорен, заслуживая того, чтобы его проследить шаг за шагом, из года в год.

 

ГЛАВНАЯ

СЛЕДУЮЩАЯ

 

 

Hosted by uCoz